Киноафиша Чебоксары

Кинопортал г. Чебоксары


Новый уровень оцифровки. Современные средства реставрации и цветокоррекции в Гостелерадиофонде.

В настоящее время в рамках Федеральной программы осуществляется реконструкция архива Гостелерадиофонда. Очередным этапом на этом пути стала установка современного комплекса цветокоррекции и реставрации Nucoda Film Master. Поставку и интеграцию системы осуществила компания JC Group. Об особенностях проекта мы побеседовали с начальником отдела ПО и информационных технологий ГТРФ Сергеем Рябущенко.

Чем было продиктовано решение реализовать проект именно сейчас?

Все очень просто. Являясь главным архивом Гостелерадио, обладающим большим количеством уникальных материалов, наша организация включена в проект Федеральной целевой программы по переходу телевидения на цифровое вещание. Сейчас перед нами стоит большая задача оцифровать все находящиеся здесь материалы. Безусловно, в ходе данного процесса возникает необходимость реставрации и цветокоррекции изображения. Таким образом, пришло то время, когда нам понадобилась современная рабочая станция, способная эффективно решать данную задачу.

Почему выбрана система Digital Vision Nucoda Film Master? Были ли альтернативные решения?

На протяжении значительного промежутка времени нами изучались современные средства реставрации и цветокоррекции. Итогом этой работы стало техническое задание, в котором были указаны основные критерии для будущего комплекса цветокоррекции. Был выставлен тендер, и его выиграла компания JC Group. Установленное ею оборудование отвечает всем нашим требованиям и в целом устраивает нас по своим возможностям. Преимущество Nucoda Film Master перед аналогичными системами состоит в том, что она имеет собственное программное обеспечение и построена на расширяемой платформе, то есть позволяет в дальнейшем доукомплектовывать систему необходимыми программными модулями с учетом возникающих потребностей.

Какое дополнительное оборудование было установлено?

Совместно с комплексом цветокоррекции дополнительное оборудование не поставлялось. Он был интегрирован в нашу существующую технологическую цепочку.

На каком оборудовании велась реставрация кинопленки и видеоматериалов до введения Film Master?

До этого процесс цветокоррекции осуществлялся на английском оборудовании Rank Cintel, произведенном в середине 1970-х годов. Когда для осуществления настройки новой рабочей станции приезжали специалисты компании Digital Vision, то оказалось, что возраст одного из инженеров сравним с возрастом нашего оборудования. Новая станция сейчас запущена в рабочий процесс, но насколько активно она используется — это уже другой вопрос. Для нас это скорее первая ласточка.

В настоящее время нет достаточного контингента обученных и подготовленных специалистов, которые могут с ней работать. Компания JC Group провела бесплатное обучение наших сотрудников, однако без наличия хотя бы одной рабочей станции их подготовка невозможна. Два обученных человека, которые сейчас у нас есть, не могут обеспечить ее полную загрузку. Именно по этой причине первоочередная задача — формирование квалифицированных кадров для работы с Nucoda Film Master. Покупка нескольких рабочих станций цветокоррекции была бы пока преждевременным шагом. Таким образом, основная нагрузка сейчас лежит по-прежнему на нашем старом оборудовании.

Какие именно архивы начнете реставрировать в первую очередь?

В первую очередь оцифровку и реставрацию проходят материалы, хранящиеся на лентах, срок жизни которых подходит к концу. Этот фактор является приоритетным для отбора материалов. Сейчас мы предприняли попытку оцифровать фильм "Приключения Буратино". В настоящее время он проходит реставрацию.

Сколько материалов в фонде и сколько из них будет отреставрировано?

Проект у нас большой. Основной задачей является организация полноценного производства в рамках Гостелерадиофонда, которое будет в состоянии оцифровать и провести реставрацию всего имеющегося в наличии архива. В него входит более 1,5 миллиона единиц хранения, включая аудио- и видеозаписи, а также киноленты.

Первичная цветокоррекционная обработка проводится в автоматическом режиме при оцифровке материала. Потом он отправляется в архив, и полная реставрация проводится уже по запросу телеканала, если его не устраивает существующее качество. При этом, естественно, увеличивается стоимость прав на показ, и каждый канал решает, что ему выбрать.

На какие носители затем будете переводить архивы? Вы определились с форматом?

Наличествует массив жестких дисков DDN, на который пишется оцифрованный материал. Также существует система архивного хранения под управлением программного обеспечения компании Dalet. Весь этот комплекс включает достаточно большое количество оборудования, в которое входят 46 серверов, оптические свичи, хранилища и т. д. Сначала к этому комплексу был подключен сканер Scanity, а затем модуль цветокоррекции и реставрации Nucoda, поставщиком и интегратором которого выступила JC Group. Оцифровка материалов ведется в формат DPX, но, чтобыполучить приемлемый контейнер, мы переводим их в MXF JPEG 2000 Lossless. Сейчас эта операция осуществляется через Nucoda, и при необходимости проводится выборочная цветокоррекция.

Сколько времени заняла реализация проекта?

В течение года мы готовились и изучали существующие образцы оборудования, посещали выставки и общались с производителями. В сентябре 2011 года мы выставили тендер, и уже к концу года комплекс был установлен и начал работать как отдельная единица. Но в информационных процессах так не бывает, что после установки и подключения оборудования оно сразу начинает работать. Этому моменту предшествует длительный этап наладки и интеграции. Перенастройка оборудования может повторяться много раз, когда приходит понимание того, что существующая конфигурация не устраивает по тем или иным причинам. Сейчас логика работы комплекса цветокоррекции перестроена во второй раз, и вполне возможно, что не в последний.

Послужил ли для вас примером большой проект в государственном архиве INA France, реализованный на оборудовании Digital Vision?

Мы, естественно, ориентировались на другие подобные проекты, и не только на INA France, но также изучили опыт Красногорского государственного архива кинофотодокументов, "Мосфильма" и Тимура Бекмамбетова. Оценивали качество работы и такие субъективные особенности процесса цветокоррекции, которые понятны только колористам. Поэтому в поездках вместе со мной принимали участие наши специалисты, работающие в данной области.

Какие возможности открываются перед Гостелерадиофондом с появлением Nucoda Film Master?

Пока опыт эксплуатации небольшой, но, тем не менее, мы уверены, что получим хорошие результаты, восстанавливая различные телевизионные фильмы. Это позволит не только перевести процесс оцифровки архива на новый уровень, но и поможет улучшить материальное положение Госфильмофонда, постепенно переходящего на самоокупаемость. Стоимость восстановленного фильма значительно выше просто прошедшего оцифровку. Таким образом, появится возможность приобретать новое оборудование и совершенствовать материально-техническую базу в дальнейшем.



Источник: 625.625-net.ru